Что таят свитки Мертвого моря?

Около 50 лет тому назад пастух-бедуин бросил камень в одну из пещер. То, что последовало за этим, можно назвать величайшим археологическим открытием ХХ века. Бедуин услышал звук разбившегося глиняного кувшина. Пробравшись в пещеру, пастух обнаружил то, что впоследствии стали называть свитками Мертвого моря.

Эти свитки стали сенсацией и вызвали споры среди ученых, а также в средствах массовой информации. Распространились слухи о том, что свитки тщательно скрывают, боясь обнародования фактов, которые якобы подрывают христианскую и иудейскую веру. Но каково истинное значение этих свитков? По прошествии 50 лет можно ли, наконец, узнать правду?

Что представляют собой свитки Мертвого моря?

Свитки Мертвого моря — это древние иудейские рукописи, большинство из которых написаны на древнееврейском языке, некоторые — на арамейском и совсем немного — на греческом. Многим из этих свитков и их фрагментам — более 2000 лет, и они датируются временем до рождения Иисуса. Среди первых свитков, найденных бедуинами, — семь объемных рукописей, одни из которых сохранились лучше, другие — хуже. Рукописи и тысячи их фрагментов были найдены и в других пещерах. С 1947 по 1956 год недалеко от Кумрана было обнаружено в общей сложности 11 пещер, где хранились рукописи.

Учет всех свитков и их фрагментов выявил, что общее число рукописей — около 800. Немногим более 200 рукописей оказались копиями или отрывками из Еврейских Писаний. Другие рукописи представляют собой древнееврейские апокрифы и псевдоэпиграфы. (Апокрифы — это иудейские произведения, признающиеся Римско-католической церковью как часть боговдохновенного библейского канона, но отвергаются иудеями и протестантами. Псевдоэпиграфы часто представлены в виде продолжения библейских отрывков, написанных якобы от лица какого-нибудь известного библейского персонажа.)

Некоторые свитки вызвали особый восторг у ученых, поскольку не были известны до того. В таких свитках даются объяснения иудейского закона, особых правил кумранской общины, литургические стихи, молитвы, а также эсхатологические труды об исполнении библейских пророчеств и о последних днях человечества. Найдены также уникальные библейские комментарии — самые древние версии комментариев к текстам Библии, к стиху за стихом.

Кто участвовал в написании свитков Мертвого моря?

Различные методы датировки древних документов указывают на то, что эти свитки были либо переписаны, либо составлены приблизительно в период с III века до н. э. по I век н. э. По предположениям некоторых ученых, свитки были спрятаны в пещерах иудеями из Иерусалима до разрушения Храма Б-га в 70 году н. э. Однако большинство библеистов, исследующих свитки, считают, что этот взгляд идет вразрез с содержанием самих свитков. Многие рукописи отражают взгляды и традиции, противоречащие убеждениям иерусалимских религиозных руководителей. Эти свитки говорят о существовании общины, члены которой считали, что Б-г отверг священство и служение в Иерусалимском Храме, а служение этой общины в пустыне в какой-то степени заменило служение в Храме. Маловероятно, что иерусалимские религиозные руководители стали бы прятать библиотеку с такими свитками.

Хотя в Кумране, возможно, была своя группа переписчиков, скорее всего многие из этих свитков были собраны где-то в других местах и привезены в Кумран верующими. Свитки Мертвого моря — это своего рода обширная библиотека. Как в любой библиотеке, собранные произведения отражают широкий диапазон взглядов и мыслей, необязательно совпадающих с религиозными убеждениями читателей. Однако тексты, представленные во множестве экземпляров, скорее всего, отражают конкретные интересы и верования общества.

Нет ничего сокрытого

В последующие годы, после того как были обнаружены свитки Мертвого моря, вышли в свет различные издания, из которых ученые всего мира могли подробно узнать о первых находках. Но множество фрагментов рукописей, обнаруженных в одной из пещер, известной как пещера 4, были окутаны тайной. Этими рукописями занималась небольшая международная группа ученых, образованная в восточной части Иерусалима при Палестинском археологическом музее. В эту группу не входил ни один иудейский или израильский ученый.

Группа решила, что никто не должен иметь доступа к свиткам, пока не будут опубликованы официальные результаты исследований. Число исследователей в группе было строго ограничено. Когда один член группы умер, его заменил другой. Масштаб работ требовал гораздо большего числа исследователей, а порой — более обширных знаний древнееврейского и арамейского языков. По словам профессора Джеймса Вандеркама, ‘восьми экспертам, каким бы опытом они ни обладали, трудно было рассмотреть десятки тысяч фрагментов рукописей’.

После 6-дневной войны в 1967 году восточная часть Иерусалима и находящиеся там свитки перешли под юрисдикцию Израиля, но политика относительно свитков в группе оставалась такой же. Затянувшиеся исследования свитков из пещеры 4 длились уже не годы, а десятилетия, и некоторые ученые стали высказывать свое возмущение. В 1977 году профессор Геза Вермес из Оксфордовского университета назвал такое положение дел скандалом ‘par excellence’ (‘Великим скандалом’) в науке ХХ столетия. Стали распространяться слухи о намеренном сокрытии Католической церковью информации из свитков, опровергающей якобы основные положения христианства.

В 80-х годах число участников группы наконец-то увеличилось до 20 человек. Затем в 1990 году, когда группой стал руководить главный редактор Эмануэль Тов из иерусалимского Еврейского университета, число членов группы возросло до 50 человек. Был установлен строгий график для опубликования всех оставшихся исследуемых рукописей.

Большой шаг вперед неожиданно был сделан в 1991 году. Сначала вышло в свет ‘Предварительное издание неопубликованных свитков Мертвого моря’. Этот труд был составлен с помощью компьютера на основе копии симфонии, сделанной группой. Затем руководство библиотеки Хантингтон в Сан-Марино (США, Калифорния) объявило, что любой ученый может приобрести имеющийся у них полный комплект фотографий свитков. Вскоре вышло ‘Факсимильное издание свитков Мертвого моря’ с фотографиями ранее неопубликованных свитков.

Таким образом, за последнее десятилетие все свитки Мертвого моря стали доступными для рассмотрения. Это показало, что нет ничего скрытого, нет тайных свитков.

Подготовка и издание ‘свитков Мертвого моря’ затянулись на два десятилетия. И вот в конце 2001 года была завершена наконец публикация Полного свода ‘свитков Мертвого моря’. Этот труд составил 37 огромных томов. Подготовлены к печати и 15 дополнительных томов. Они вышли в Oxford University Press под общим названием ‘Находки иудейской пустыни’.